С момента создания в 1897 г. гениальным изобретателем Рудольфом Дизелем нового типа двигателя внутреннего сгорания, названного позднее в его честь, уже прошло больше 120 лет. Праотец современных дизельных двигателей весил 5 тонн и развивал немыслимую по тем временам мощность в 20 лошадиных сил! По сравнению с этим “монстром” дизельные двигатели ХХI века на порядок и более потеряли в весе, причем на столько же повысилась их мощность, однако дизельные двигатели и до сих пор продолжают совершенствоваться.
Идея самовоспламенения горючей смеси в камере сгорания за счет нагрева сжимаемого воздуха логично привело к созданию как топливного насоса высокого давления, так и непосредственно распылителя – форсунки.
Форсунки работают в достаточно жестких температурных и механических условиях, и, хотя ресурс их как правило составляет 200 и более тыс. км пробега автомобиля, на практике они выходят из строя значительно раньше.
Использование некачественного дизтоплива, масла, топливных фильтров сомнительных производителей, пропуск планового техобслуживания топливной аппаратуры – всё это может привести к существенному сокращению заложенного производителем срока службы как форсунок, так и ТНВД.
Сигналами о проблемах в топливной системе чаще всего становятся следующие факторы: затрудненный пуск двигателя, особенно после длительного простоя, ощутимое снижение его мощности, нестабильная работа, особенно на холостых оборотах, появление “провалов” в динамике, “троение” двигателя. Также повышенный расход топлива, появление черного дыма из выхлопной трубы, увеличение уровня моторного масла из-за просачивания топлива – всё это указывает на необходимость срочной диагностики и ремонта топливной системы.
Типы форсунок
Первые конструкции форсунок работали на простом механическом принципе. Основными элементами в таких форсунках являются игла, сопло и пружинный клапан. При соответствующем давлении, создаваемом ТНВД, клапан открывается, игла приподнимается, топливо попадает на распылитель, и горючая смесь дозированно поступает в камеру сгорания. Простота и высокая ремонтопригодность такой конструкции способствовали широкому распространению дизельных двигателей, однако постоянное стремление производителей добиваться снижения расхода топлива, а также ужесточение экологических норм, привели к созданию новых типов форсунок. В итоге механические форсунки сегодня можно встретить только на весьма старых автомобилях.
Следующим поколением форсунок стали инжекторы с электромагнитным клапаном, который управляет опусканием/поднятием иглы. Сигнал же на включение/выключение клапана, который по сути формирует фазу впрыска, определяет специальный электронный блок управления, часто именуемый на техническом жаргоне “мозгами” двигателя. Для формирования оптимальных условий сгорания топлива блок управления использует множественные данные о работе двигателя и автомобиля в целом, например, такие как частота вращения коленвала, температура топлива, масла, параметры выхлопа и прочие параметры.
Электромагнитные форсунки в настоящее время имеют самое широкое распространение и являются неотъемлемой частью системы Common Rail. Однако ремонт форсунок системы Common Rail невозможен без специализированного дорогостоящего стендового оборудования и подготовленных специалистов.
Наконец, последним достижением конструкторской мысли стали пьезоэлектрические форсунки, в которых роль электромагнитного клапана выполняет пьезоэлектрический кристалл. Не вдаваясь в физику работы пьезоэлемента, скажем, что такие форсунки превосходят электромагнитные как по скорости работы, так и по стабильности своих параметров, что делает их самыми эффективными на сегодняшний день. Однако в плане эксплуатации пьезоэлектрические форсунки наиболее чувствительны к качеству дизельного топлива и исправному состоянию всей топливной системы в целом, а ремонт пьезофорсунок - ещё более дорогое удовольствие, требующее ещё более продвинутое стендовое оборудование и высококлассных мастеров по ремонту.